Газета СТОМ-инфо № 54 (Май 2013 г.), страница 09 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 54 (Май 2013 г.), страница 09
помощью репчатого лука, гоню песок из органов с помощью
ягодников. Эти рецепты испытаны на себе. Многие врачи о
них даже и не слышали.
Когда у некоторых жителей появились козы, мы пасли
их по очереди, босые, в лаптях и с горькими лепешками. На
полях находили гнезда ос, грабили их и с медом ели оладьи.
С медом было вкусно! Но помню, все мое детство у меня
болел живот, была худенькая и не росла. Когда появлялись
на деревьях яблоки, зеленые, незрелые, ребятня делала на-
беги в сады и ели их прямо на месте. Когда в колхозе стали
сеять горох, по ночам появлялась голодная ребячья команда,
разводила костер, ела горох и до ночи рассказывали самые
страшные истории о ведьмах и покойниках. Было очень
страшно, под утро бежали с ужасом мимо дерева у дороги,
где была в вой
ну повешена девушка. Вот такова романтика
нашего детства.
В середине июня в деревню пришел мальчик, отставший от
поезда. Его родители пропали. Деревня приняла его и вырас-
тила, выучила Алешу. По очереди его кормили, ухаживали,
а ему было 9 лет. В сентябре Алеша пошел вместе со мной в
школу. Судьба его сложилась хорошо. Алеша стал работать
в колхозе, а выучившись, даже стал председателем колхоза.
Школа находилась на берегу реки Ловать. Ребята ходили
в школу летом на лодках, зимой – съезжали по косогору.
Когда был ледоход, мы перепрыгивали с льдины на льдину.
Старшие школьники сопровождали младших и никогда не
обижали. В школе была всего одна комната – классная. В ней
стояли «козлы», на которые были прибиты крышки. Было три
ряда таких парт. В каждом ряду сидели дети определенного
класса. Учитель был один на всех. Старшим детям объясняла
задание, а младшим давала самостоятельную работу по пись-
му букв или чтение. Школа была в старом здании сельсовета.
Учительница была очень старая. На следующий год на работу
пришла молодая девушка 16 лет. Она была из Москвы, из
эшелона, где погибли ее родители. Книг и учебников у нас не
было. Утром бабушка истопит печку, вынет для меня уголек для
письма. Писали угольком на доске из фанеры, т. к. чернил не
было, да и бумаги тоже. Досочку и угольки мы носили с собой.
Я очень благодарна Розе Сергеевне за учение, за любимую
мою книжку «Доктор Айболит». Я сама стала учительницей
начальной школы в Ленинграде, по призванию (наследству от
родни). Отработала я в одной школе до пенсии. Была 18 лет и
воспитателем. Но до сих пор удивляюсь, как встретила меня
Роза Сергеевна. Я открыла дверь в комнату, и она сразу назвала
имя своей маленькой военной ученицы. К этому времени я уже
работала около 20 лет учительницей, а она стала директором
школы. Я гостила у нее несколько дней. Узнала о бедах сель-
ской школы. Я помогала школе пособиями, наборами цветной
бумаги для труда. У них этого не было. А Роза Сергеевна не
уехала в Москву, у нее хорошая семья: муж и 2 сына.
Когда вернулись в город, здесь был голод. Продукты выда-
вали по талонам в течение двух лет. За продуктами нужно было
стоять в очереди даже по ночам. Мама не могла отоварить
по талонам продукты, она работала круглые сутки. В холод и
ночью стояла в очереди я. Случалось, воровали талоны, от-
нимали у детей и стариков. А здоровье у меня от голода (во-
енного и послевоенного) было такое, что скелет просвечивал.
Можно было изучать строение тела. Жили очень голодно. Но
появился отчим — столяр-краснодеревщик Консерватории и
театра Горького. Он делал там декорации. Мне он сделал ма-
ленький диванчик. Мы стали лучше питаться. Он был добрым
человеком, платил за обучение в 8-10 классах по 200 рублей.
Он очень хотел, чтобы я получила среднее образование.
Я хорошо рисовала, даже готовила свои работы на район-
ную выставку. После 7-го класса решила поступать в салон
моды, где необходимо при поступлении сдать 10 рисунков
с человеческой фигуры. Предупредили, что работы не воз-
вращаются. Как только отчим узнал, что я буду работать через
8 месяцев, даже запретил думать об этом. Некоторое время я
ходила в изостудию при ДК им Горького. Работала с натуры. это
мне очень помогло во время учебы в педагогическом училище.
Там нас готовили быть учителями общего профиля. Настоящая
художница вела наши уроки: рисование на пленере.
После окончания 10 класса я поступала в ИнЯз, в институт
им. И. И. Герцена, в библиотечный техникум. Везде мне отказа-
ли по разным причинам: из-за отца (плен) и по здоровью (ра-
нение головы). Пришлось использовать знание французского
языка. Объявили по ради о курсах связи при главпочтамте,
со знанием французского языка (это международный язык
связи). Я поступила на эти курсы и с отличием окончила их. За
это меня отправили на работу в почтовое агентство закрытого
типа при Дворце Труда. Там я обрабатывала обкомовскую
корреспонденцию. В почтовое отделение вход с улицы был
запрещен. Там я встречалась и с иностранцами. Разговаривала
на французском языке.
Отработала в агентстве 2 года — и все думала о педагогике.
Подавала заявление, пришла на первый экзамен по пению и
музыке. На втором экзамене удивила завуча, принимавшего
математику. Я тогда носила специальную форму с погонами
и 2 звездочками на них. После экзамена я должна была сразу
идти на работу. Завуч спросил: «Кто вы.» Я ответила: «Человек».
Этим я его обидела. Отомстил он мне позже, на выпускном
экзамене (после решения комиссии поставить «отлично», он за-
шел в комнату, задал вопрос и поставил «4»). Так я не получила
красный диплом. Хотя все годы обучения была под присмотром
завуча (сам говорил), и была первой ученицей училища.
В педучилище работала медсестра. Она обратила внимание
на мою худобу. В это время поступила санаторная путевка для
преподавателей. Был февраль, и они не могли поехать. Мед-
сестра у педсовета выпросила путевку для меня. Так я уехала в
санаторий в Одессу. Это было чудесно. Там врачи стали меня
лечить и кормить. У меня было сильное малокровие. Кормили
8 раз в день, а медсестра сидела рядом. Я же не могла есть
столько калорийной пищи: масло, молоко, сметану и т. д. по
утрам мы делали зарядку на берегу моря. В конце лечения я
поправилась. А в учебе не отстала. В Одессе была в прекрасном
оперном театре, который и сейчас считается в мире третьим
по красоте. Слушала оперу «Аида». Обратно возвращалась в
свой день рождения, 3 марта.
С раннего детства я увлекалась медициной. В коммуналке
вместе с нами жила профессор Ольга Николаевна Абакумова.
Она преподавала в первом медицинском институте. У нее
были целые тома на английском языке. Работы ее были про
рак крови. Я читала их уже в юности. Она заметила мой инте-
рес к медицине и способности. Предложила без экзаменов в
1954 году поступить в этот институт. Я походила по кафедрам,
но отказалась, увидев, как студенты расчленяли мертвого
мужчину. Однако я не поняла, что это был манекен. Так я не
стала врачом, хотя в то время поступить в этот институт было
равноценно полету в космос.
Я всегда слушаю по радио передачи, посвященные Дню
Победы. Но ни разу не слышала, что по приказу Сталина
9 мая 1945 года всем детям было выдано по 300 граммов сит-
ного (булка без масла и сахара). Так и я получила подарок ко
Дню Победы. День 9 мая в Новгородской области был очень
теплым и солнечным.
До сих пор врачи у меня спрашивают, почему у меня такой
низкий гемоглобин. С чего бы ему быть нормальным после
двух голодовок (военной и ленинградской). У меня низкое
давление. Недавно потеряла сознание, повредила кисти рук.
А в школе у меня был каллиграфический почерк. Даже была
командировка в Наградной зал при горисполкоме. Написала
150 наградных грамот тушью обычным пером.
За свой педагогический труд имею медаль «Ветеран труда»
и пенсию 3.900 рублей + подачки до 7.000 рублей.
Не жалуюсь – заслужила, работая с 1959 года учителем и
выучив много людей! Живу одна, хватает на хлеб и молоко, а
остальное иногда приложится.
СТОМ-инфо
9

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru