Газета СТОМ-инфо № 43 (Май 2010 г.), страница 06 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 43 (Май 2010 г.), страница 06
Май 2010 года
6
Бюджетное и казенное
В мероприятии приняли участие президент «Лиги па
циентов» Александр Саверский, президент Национально
го агентства по безопасности пациентов и независимой
медицинской экспертизе, доктор медицинских наук Алек
сей Старченко, заместитель председателя Общества спе
циалистов доказательной медицины, доктор медицинских
наук Василий Власов.
Темой конференции стали два законопроекта, призван
ные изменить принципы организации и финансирования
отечественных учреждений здравоохранения. Первый до
кумент под неприметным названием «О внесении измене
ний в отдельные законодательные акты РФ в связи совер
шенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений» прошел первое чтение в
Госдуме. Второй законопроект «Об обязательном медицин
ском страховании в Российской Федерации» готовится к
внесению в Госдуму.
По мнению главы «Лиги пациентов» Александра Савер
ского, предусмотренные новым законом о государствен
ных учреждениях нововведения приведут к окончательно
му попранию конституционного права граждан на бес
платную медицинскую помощь вследствие неудержимой
коммерциализации системы здравоохранения.
Законопроект вводит новое разделение государствен
ных и муниципальных учреждений на три типа: «казен
ные», «бюджетные» и «автономные». То, что в документе
называется казенными учреждениями, по сути соответству
ет нынешним государственным и муниципальным. Для
таких учреждений будет сохранена система финансиро
вания по смете, ответственность за их действия и обяза
тельства будет по прежнему нести государство. При этом
новые бюджетные учреждения фактически превратятся в
аналог автономных учреждений, положение которых ре
гулируется федеральным законом 2007 года.
Финансирование новых бюджетных учреждений будет
складываться из двух источников: государственного зака
за на строго определенное количество работ и услуг, а
также доходов от платных услуг населению в рамках ус
тавной деятельности. Организации учредители бюджетных
учреждений (то есть профильные министерства и ведом
ства) не будут нести ответственность за их обязательства
перед потребителями. При этом их особо ценное имуще
ство (недвижимость, дорогостоящее оборудование) ос
танется в собственности у государства.
Как подчеркивает Саверский, закон 2007 года запре
щал изменение статуса муниципальных и государствен
ных медицинских учреждений. Новый законопроект от
крывает такую возможность. Это означает, что лечебно
профилактические учреждения, а их в стране насчитыва
ется около 10 тысяч, могут через какое то время превра
титься в организации, для которых оказание платных услуг
официально является одной из основных статей дохода.
В отношении конкретных учреждений решение о смене
статуса принимает учредитель, в случае ЛПУ — чиновники
федерального или регионального органа управления здра
воохранением. Они же будут следить за тем, не приведут
ли эти нововведения к снижению доступности медицин
ских услуг для населения.
Проблема, впрочем, заключается в том, что право граж
дан на бесплатное лечение систематически нарушается уже
давно. Российские медучреждения получили право ока
зывать платные услуги населению в 90 е годы прошлого
века в связи с явной недостаточностью государственного
финансирования. Однако совмещение платной и бесплат
ной медицины в одном учреждении при недостаточном
бюджетом финансировании быстро приводит к законо
мерному результату: вытеснению бесплатных услуг и по
явлению целой системы навязывания населению услуг плат
ных, вопреки конституционной норме о всеобщей бес
платной медицинской помощи.
Нельзя сказать, что государство ничего не делает для
изменения сложившейся ситуации. В прошлом году, на
пример, Минздравсоцразвития объявляло войну поборам
в больницах, собирало сообщения граждан о неправо
мерном навязывании платных услуг в ЛПУ. К концу года
Министерство получило в общей сложности 85 жалоб, в
результате проведенных проверок обоснованными были
признаны 9 из них.
Еще раньше платные услуги в ЛПУ предлагала запре
тить Федеральная антимонопольная служба. Однако по
скольку такая мера немедленно разорила бы большинство
хронически недофинансированных российских больниц,
инициатива антимонопольщиков ни к чему не привела.
Новый законопроект, разработанный правительством
РФ, подходит к проблеме совершенно иначе, фактически
узаконивая существующее положение дел. По словам за
местителя председателя Общества специалистов доказа
тельной медицины Василия Власова, цели разработчиков
документа очевидны: это сокращение государственных
затрат и перекладывание расходов на медицинское об
служивание на плечи самих граждан.
Самооценка качества
В цивилизованных странах основным источником фи
нансирования медицинской помощи является система
медицинского страхования граждан. Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования, существующий
в России с 1993 года, с этой задачей пока не справляется (в
прошлом году средства системы обязательного медицин
АВТОНОМНОЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Российскую систему здравоохранения ждут большие перемены. В целях
оптимизации расходов государства тысячи лечебно профилактических уч
реждений могут получить новый статус, дающий им возможность суще
ственно расширить спектр платных услуг населению – за счет бесплатной
медпомощи. Возможным последствиям таких преобразований была посвя
щена организованная «Лигой пациентов» пресс конференция, прошедшая
1 апреля в Независимом пресс центре на Пречистенке.

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru