Отделение реабилитации стомированных пациентов

Газета СТОМ-инфо № 42 (Март 2010 г.), страница 26 (Версия для печати)


Газета СТОМ-инфо № 42 (Март 2010 г.), страница 26
Март 2010 года
26
Первые сорок дней Великого поста составляют так на
зываемую Великую четыредесятницу. Это является прооб
разом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Сле
дующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное вос
кресенье и шесть дней Страстной седмицы — особые, они
посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий,
непосредственно предшествующих им, — Воскресения
праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иеруса
лим, последних проповедей Иисуса Христа в храме, Тай
ной вечери. С одной стороны, они завершают Великий пост,
а с другой стороны — предваряют христианскую Пасху.
Из истории средних веков мы узнаем о том, что госу
дарственное законодательство Востока и Запада покрови
тельствовало постам. В дни Великого поста закрывались
всякие зрелища, игры, бани, прекращалась торговля мя
сом, закрывались лавки, кроме продававших предметы
первой необходимости, приостанавливалось судопроиз
водство. Благотворительность царила во всех делах. Ра
бовладельцы освобождали рабов от работ и часто отпус
кали их на свободу.
По церковному уставу во время Великого поста запре
щается употребление в пищу продуктов животного про
исхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с
понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится
какой либо праздник, не употребляется и растительное
масло. Рыба разрешается всего лишь два раза — на Благо
вещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное
воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра, а в
остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четвер
ток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых
святых (например, сорока Севастийских мучеников —
22 марта, святителя Григория Двоеслова — 25 марта) раз
решается растительное масло. Первый день поста — Чис
тый понедельник и предпоследний — Великий Пяток (Стра
стную Пятницу) рекомендуется проводить без пищи.
С Чистого понедельника начинается шествие Великого
поста. Отношение к посту на Руси было благоговейно уми
лительное, его рассматривали как духовное благо. С радо
стью русский человек был готов принести Христу жертву
воздержания.
Первый день православного Великого поста называется
Чистый понедельник, в то время как первый день католи
ческого — Пепельная среда. Это связано с разным отноше
нием к посту на Востоке и на Западе. Западноевропейские
христиане, вступая в пост, посыпали головы пеплом, раз
рывали на себе одежды, валялись в дорожной пыли и от
бросах, чтобы нагляднее выразить свое покаяние, горест
ные чувства, свое страдание о грехах.
В соответствии с русскими традициями, наоборот, в
первый день поста нужно было обязательно вымыться
в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме.
Пост встречали в чистоте, как праздник души. Кроме того,
в понедельник пищу обычно не готовили, ели лишь ос
тавшийся от воскресенья хлеб («сухоядение»), и обеден
ный стол потому оставался «чистым». По строгим монас
тырским уставам в этот день полагалось вкушать лишь
просфору с водой.
На богослужениях во время Великого поста вспомина
ется история падения и спасения рода человеческого. Цер
ковь, оживляя перед мысленным взором горестные кар
тины странствия человечества «в стране чуждей» по «пу
тям погибели», яснее дает почувствовать горечь плодов
греха. На великом повечерии в первые четыре дня читается
канон святого Андрея Критского, в котором перечисляют
ся все важнейшие ветхозаветные и евангельские события.
Христианин, вслушиваясь в слова канона, как бы заново
проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей соб
ственной жизнью и из глубин его души, из глубин падения
возносится покаянный, слезный глас: «Помилуй мя, Боже,
помилуй мя!»
В субботу первой седмицы поста празднуется память
воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в
306 году за исповедание христианской веры. За свой под
виг ему была дана благодать укреплять во время поста и
предохранять от осквернения через пищу. Император
Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над хрис
тианами, приказал в первую седмицу Великого поста все
продукты на рынках Константинополя тайно окроплять
идоложертвенной кровью. Святой Федор, явившись во сне
архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христиа
нам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели варе
ную пшеницу с медом — коливо (кутью). В память об этом
событии первая суббота поста посвящена святому Феодо
ру, а накануне, в пятницу, после литургии читается канон
святому Феодору Тирону и благословляется коливо. Коли
во представляет собой вареную пшеницу, рис или ячмень
с изюмом, медом и маком. Оно является не только пост
ным блюдом, которое едят в дни Великого поста и в со
чельник, но и поминальным блюдом, приносимым в цер
ковь в память об усопших. Напоминание о смерти, о тлен
ности земного существования усиливает поиски челове
ком истинной Жизни. Родительские дни и являются таки
ми напоминаниями, которые приходятся на вторую, тре
тью и четвертую субботы Великого поста. Поскольку во
время богослужений Великого поста не совершается обыч
ного поминовения усопших, то оно переносится на три
указанные субботы. Молясь за умерших, человек думает и
о своем неизбежном конце, когда он один на один пред
станет перед престолом Всевышнего. Что скажет он тогда.
Третье воскресенье поста посвящается Кресту Господ
ню. В этот день совершается поклонение ему. Наступает
«Крестопоклонная». Пекли «Кресты» — особое печенье, с
привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое.
Печенье «кресты» в разных местах России приготовля
ли по разному. Оно могло быть круглым, с рисунком
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи.
Длится он семь недель. Целью поста является
духовная подготовка верующих к встрече великого
праздника — Светлого Христова Воскресения.

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу

Отделение реабилитации стомированных пациентов (СтомаЦентр), Copyright © 2006 - 2018
Рейтинг@Mail.ru