Отделение реабилитации стомированных пациентов

Газета СТОМ-инфо № 23 (июнь 2006 г.), страница 27 (Версия для печати)


Газета СТОМ-инфо № 23 (июнь 2006 г.), страница 27
27
СТОМ-инфо
И я обращаю ваше внимание на нее по
тому, что это изумительное чудо. Чудо
соединения Петербурга с остальной Ру
сью. Таким образом, нельзя говорить о
псевдорусском стиле зодчества второй
половины XIX века.
Древнерусские культурные традиции
живут в Петербурге и в письменности,
преимущественно старообрядческой, и
в музыке, преимущественно церковной,
и в русском деревянном зодчестве, по
тому что в Петербурге строились даже
деревянные церкви с восьмигранным
шатровым покрытием.
Как свидетельством особой рус ско
сти Петербурга — могу поделиться и сво
ими детскими впечатлениями.
В Петербург часто приезжали кресть
яне, главным образом Олонецкой,
Ярославской, Новгородской, Архан
гельской и прочих губерний. Лодки с
северной глиняной посудой и игрушка
ми въезжали в Лебяжью канавку, Мой
ку, Фонтанку, и здесь торговали приве
зенным. Крестьяне, приходившие в го
род на заработки, приводившие барки
с кирпичом и дровами, создавали осо
бый колорит Петербурга, связанного со
всеми другими частями России водным
транспортом. Одним словом, Петербург
как город — не просто европейский, он
явно русско европейский город. Петер
бург и чрезвычайно европейский, и
чрезвычайно русский. Поэтому он отли
чается и от Европы, и от России.
Что действительно отличает Петер
бург от других русских городов — это то,
чего не было в русских традициях XVII и
предшествующих веков: обилие мону
ментов, властно подчиняющих себе про
странство. Они не просто расставлены по
городу, а как бы группируют вокруг себя
все архитектурное пространство. Это и
Медный всадник, и памятник Петру I у
Инженерного замка. Кстати сказать, мне
кажется, что это самый лучший памятник
Петру, в нашем городе во всяком случае.
Памятники А. В. Суворову, М. И. Кутузо
ву и М. Б. Барклаю де Толли у Казанско
го собора, Александровская колонна, Ру
мянцевский обелиск и другие.
Роль монументов в Петербурге дей
ствительно совершенно новая для Рос
сии. Русь знала только один вид мону
ментального увенчания событий и людей
— церкви и часовни. Здесь, в Петербур
ге, появилась новая традиция, связанная
с европейскими обычаями. Ибо это не
только русский, но и европейский город.
Важной особенностью Петербурга
была его научная связь со всем миром,
не только с Европой. Это центр арктиче
ских и антарктических исследований.
Стоит обратить внимание на особую
роль Петербурга в освоении Дальнего
Востока, Аляски и запада Америки,
вплоть до Сан Франциско.
Рядом с Большим и Мариинским те
атрами (Большого театра сейчас в Петер
бурге нет, а Мариинский остался) поме
щалось здание Российско американской
компании, недавно, к сожалению, пере
строенное. Вблизи Исаакиевского собо
ра располагалось Императорское рус
ское географическое общество (оно и
сейчас существует), чей научный престиж
равнялся престижу Российской Акаде
мии наук. А в самой Академии наук, са
мой важной, как мне представляется, об
ластью исследований были восточные
языки, этнография восточных народов и
исследования восточных религий. Упо
мяну здесь Ф. И. Щербатского, С. Ф. Оль
денбурга, Б. А. Тураева, П. К. Коковцова
— специалиста по древнееврейскому
языку, И. Ю. Крачковского и можно было
бы назвать многих других.
Петербургская академия, очень не
большая, была лучшей в мире академи
ей в области филологических, гуманитар
ных наук и, главным образом, в изучении
восточных языков. Это делает Петербург
не просто европейским городом, а горо
дом, соединившим в себе градострои
тельные и культурные традиции различ
ных европейских стран, в частности допет
ровской России. Петербург — голод обще
мировых культурных интересов, это отра
зилось и в его внешнем облике: на берегу
Большой Невы стоят египетские сфинксы,
китайские ши цзы и античные вазы. Кста
ти сказать, это характерная черта не толь
ко Петербурга, но и Рима, и Парижа, и
Лондона — центров мировой культуры.
И это очень важная черта нашего города.
Вторая черта Петербурга, отразивша
яся в различных областях, — академизм,
склонность к классическому искусству,
классическим формам. Это проявилось
как внешне — в зодчестве, в облике Пе
тербурга и его окрестностей, так и в су
ществе интересов петербургских авто
ров, творцов, педагогов и т. д. Можно
упомянуть хотя бы о том, что в нашем
городе все основные европейские и ми
ровые стили приобретали классический
характер. Скажем, модерн начала XX
века в Петербурге резко отличается от
модерна московского тем, что этот стиль
вскоре приобрел классические формы, и
стали создаваться классические здания.
Петербургский академизм был объяв
лен в свое время реакционным направ
лением. При этом забывалось, что те те
чения, которые порвали с академизмом,
например передвижники, проходили
довольно неплохую, именно академи
ческую школу. В работах первых пере
движников легко увидеть школу Акаде
мии художеств: в композиции, в реше
нии цветовых задач и так далее. Наконец,
гражданский пафос передвижников вос
ходит к гражданскому пафосу академи
стов, создававших картины на широкие
академические, исторические темы.
Другая черта, связанная с академиз
мом, — профессионализм: в науке, ис
кусстве, даже в технических специаль
ностях. Профессионализм во всем явля
ется следующей очень важной особен
ностью петербургской культуры.
(Продолжение следует)
«Санкт Петербургские ведомости»
8.04.2006

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу

Отделение реабилитации стомированных пациентов (СтомаЦентр), Copyright © 2006 - 2018
Рейтинг@Mail.ru