Отделение реабилитации стомированных пациентов

Газета СТОМ-инфо № 23 (июнь 2006 г.), страница 26 (Версия для печати)


Газета СТОМ-инфо № 23 (июнь 2006 г.), страница 26
Июнь 2006 года
26
ПЕТЕРБУРГ В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Главным культурным событием года в масштабах не только нашего
города, но и всей России является столетний юбилей академика Дмитрия
Сергеевича Лихачева. Можно не сомневаться: юбилейный год как никогда
обострит интерес читающей и думающей публики к наследию академика.
И есть все основания полагать, что в ряду самых цитируемых его произве
дений может оказаться лекция, прочитанная 19 мая 1993 года в Санкт
Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Потому что тема
этой лекции — «Петербург в истории русской культуры» — поистине вечная.
С университетской трибуны академик Лихачев говорил о том, что наш
город — «самый русский среди русских, и самый европейский среди евро
пейских городов», доказывая это на материале всей петербургской исто
рии. Сегодня ведется немало споров о значении Петербурга для России, об
исторической миссии и будущем нашего города. Слово Дмитрия Сергееви
ча Лихачева может поспособствовать тому, чтобы в этих спорах была
обретена истина.
100 ЛЕТ ДМИТРИЮ СЕРГЕЕВИЧУ ЛИХАЧЕВУ
Прежде всего хочу поблагодарить
всех моих коллег, находящихся в этом
зале, за ту честь, которая мне оказана.
Я чувствую себя сегодня в Университе
те XXI века. Если основная часть евро
пейских университетов гордится своим
прошлым, то мы должны гордиться
своим будущим, которое, я надеюсь,
будет великим, спокойным и перво
значным в Европе.
В этом я абсолютно уверен. Основ
ное, что я хочу пожелать университету
будущего, так мы зовем ваш универси
тет, я скажу в конце лекции, и тогда бу
дет понятно, почему я об этом говорю.
Ограничусь тем общим, что характери
зует именно петербургскую культуру. Нам
важно, особенно сейчас, осознать свою
роль, свой характер, свою индивидуаль
ность как города, города первостепенной
культуры, чтобы развивать и поддержи
вать хотя бы наиболее важное и значи
тельное в культурной деятельности наших
предшественников петербуржан.
Мне хочется сегодня выделить харак
терные только для Петербурга черты,
свойственные всем векам его существо
вания, которые необходимо поддержи
вать в будущем. Можем ли мы в самом
деле говорить о существовании специ
фических русских черт в культуре наше
го города. Я думаю — можем. Можем,
если не будем придерживаться некото
рых устарелых взглядов на наш город и,
прежде всего, того утверждения, что
Петербург не столько русский, сколько
европейский город, и что, дескать, Петр
изменил характер русской культуры
кардинальным образом.
Нам говорят, что Петербург по свое
му внешнему облику самый европей
ский из русских городов. И из этого ис
ходят, характеризуя русскую культуру.
Да, это так, но и не так!
Европейские города в основном вос
ходят к средневековью, и в древнейшей
своей части характер этих городов со
вершенно иной. Это очень узкие улицы,
концентрическая планировка, которая
как будто кружит вокруг своего центра.
С этой точки зрения более европейски
ми кажутся Таллин, Вильнюс и другие
подобные им города.
Таким был и Париж до его перестрой
ки Османом. Но Петербург не похож ни
на один из европейских городов. Мне
приходилось писать, что для Петербур
га характерно совсем другое. Главное в
облике нашего города — четко выражен
ные горизонтали. Первая горизонталь —
это линия соприкосновения воды и зем
ли на колоссальных пространствах раз
ветвленного устья Невы. Благодаря от
весным набережным, которые имеются
только в Петербурге, это идеально про
черченные линии. Линия соприкоснове
ния воды и земли — самая важная.
Другая горизонталь — это ровный,
всегда одинаковый уровень набереж
ных. И третья горизонталь — четкая ли
ния домов, линия соприкосновения
крыш домов и неба, которая регулиро
валась специальными постановления
ми: не выше Зимнего дворца.
К этим горизонталям восходят верти
кали: перпендикуляры Петропавловско
го, Михайловского и Адмиралтейского
шпилей как бы подчеркивают основные
горизонтали города.
Между тем в Петербурге можно най
ти и довольно много архитектурных тра
диций Москвы XVII века, которые про
должены здесь, несмотря на петровские
преобразования. Их можно обнаружить
в планировке зданий Двенадцати кол
легий. «Двенадцать коллегий» — это
сеть, анфилада зданий, примыкающих
друг к другу по тому типу, как примыка
ли приказы в Москве. Адмиралтейство
с въездной башней и со шпилем над ней
напоминает части древнерусского крем
ля. Старые традиции можно найти даже
в сводах Меншиковского дворца: там и
псковские, и новгородские своды.
Еще одна особенность русских горо
дов, ярко выраженная в Петербурге, —
гостиные дворы, характерные для Архан
гельска, Новгорода, Костромы, Ярослав
ля, Калуги и многих других русских го
родов. Все они имели солидные торговые
центры в виде гостиных дворов.
В Петербурге их сразу несколько:
большой Гостиный двор (угол Невско
го проспекта и Садовой), Апраксин
двор, Никольский двор, Андреевский
рынок и так далее. Наличие гостиных
дворов в Петербурге придава ло его
торговле вид и характер, типичные для
русских городов.
Русский характер придавался Санкт
Петербургу и русскими церквами, кото
рые в XIX веке стали строиться в так на
зываемом «русском» стиле архитектора
ми К. А. Тоном, А. И. Штакеншнейдером
и другими. Особенно много строил Тон,
но именно его церкви в Петербурге по
чти все уничтожены. Стиль этот не был
подражательным, он во многом отвечал
потребностям церкви. Подражание
обычно в какой то мере отрывает содер
жание от формы. Здесь этого не было.
Например, колокольни требовались для
церковного богослужения; пятиглавия
соответствовали русскому религиозно
му сознанию. Наконец, обильное золо
чение, которого не имел ни один круп
ный храм на Западе. Золото куполов —
очень характерное русское явление,
русское с XII века, и оно ярко выражено
в Петербурге.
Замечательным примером продол
жения русских традиций в истории рус
ского Петербурга является Благовещен
ская церковь на Васильевском острове,
созданная в середине XVIII века. Кто был
строителем этой церкви — неизвестно,
но здесь видно влияние архитектурных
традиций Москвы XVII века, которых в
самой Москве уже не было. Церковь эта,
точнее, ее истинно русская архитектура,
отмечалась неоднократно в литературе.

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу

Отделение реабилитации стомированных пациентов (СтомаЦентр), Copyright © 2006 - 2018
Рейтинг@Mail.ru