Газета СТОМ-инфо № 23 (июнь 2006 г.), страница 25 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 23 (июнь 2006 г.), страница 25
25
СТОМ-инфо
У женщины, с которой я сидел, был
рак, как и у моей матери. Мы долго
говорили обо всем, что составляло
наши с матерью переживания, и в кон
це концов и эта женщина спросила:
«Как вы думаете, я сумела бы встре
тить смерть так же, как ваша мать.»
И тут мы смогли заговорить о ней са
мой, а не о моей матери.
Очень важный момент: надо ли пре
дупреждать больного о грядущей
смерти. Во первых, надо, чтобы сказал
очень близкий человек, а не просто се
стра милосердия, доктор или кто попа
ло — по должности. И во вторых, надо,
чтобы тот, кто это скажет, не уходил
сразу. Легче всего сказать и бежать.
Я как то был на съезде докторов, сес
тер милосердия и студентов медиков,
где обсуждался этот вопрос, и одна
старшая сестра описывала, что она де
лает в таких случаях. Она говорила:
«Я прихожу и сообщаю больному, что
иного исхода, кроме смерти, нет. Че
ловек на меня смотрит с ужасом, и я
сразу говорю ему (по ее словам, чтобы
как то разрядить обстановку): «Вот, я
сейчас вам приготовлю хорошую чаш
ку чая, и мы с вами посидим, погово
рим», — и ухожу…» И человек, которо
му нанесли этот страшный удар, — по
тому что редко кто ждет смерти, как ее
ждал апостол Павел, ждут святые, —
остается лицом к лицу со смертным
приговором, а сестра милосердия бу
дет подольше возиться с чаем, чтобы
вернуться только тогда, когда будет
немножко легче. Вот этого никогда ник
то не смей делать! В таких случаях надо,
как я сказал, сесть и побыть с челове
ком, и только тогда уйти, когда что то
развязалось внутренне. Когда скорбь
стала общая, когда любовь победила,
когда надежда на какой то срок време
ни в руках, — тогда можно уйти. Но к
этому надо возвращаться.
Так что один человек другому мо
жет помочь. Конечно, так не всегда
бывает. Во первых, надо уметь ска
зать, во вторых, надо уметь побыть, в
третьих, надо, чтобы человек, кому ты
это скажешь, был готов к тому, что ты
говоришь, Не всякому можно бросить
в лицо смертный приговор. Иногда,
зная это, приходится, не прибегая ко
лжи, постепенно готовить человека к
тому, что физическая смерть придет,
но «разве наши отношения могут уме
реть.» Ветхий Завет говорит: Любовь,
как смерть, крепка; а в Новом Завете
мы можем сказать: любовь крепче
всякой смерти. И только тогда сооб
щить больному, что смерть действи
тельно идет, когда он подготовлен.
Часто бывает, что больной давно
уже догадался умом или в своем теле
знает с совершенной уверенностью о
грядущей смерти, а родные лгут: «Ах,
как ты сегодня хорошо выглядишь!»
или: «У тебя голос сейчас совершенно
иной!» и т. п. А выйдут за дверь — и
плачут. А больной отлично все это чув
ствует, потому что мы совершенно
иным голосом говорим правду или
лжем сознательно. В такой лжи есть
преувеличение, есть какая то особен
ная напряженность радости, и человек
понимает, что все это сплошная ложь.
Поэтому когда человек тебе гово
рит: «Я чувствую, что умираю», мож
но ему ответить: «Знаешь, мы все под
Богом ходим. Сейчас — нет, ты не уми
раешь, но, возможно, впереди
смерть…». Или еще что нибудь иное
сказать, в зависимости от того, с кем
ты говоришь. Но, мне кажется, страш
но важно не замкнуть человека в аб
солютное отчаяние одиночества. Если
окружающие все время будут гово
рить больному, что перед ним только
жизнь, десятки лет впереди, в то вре
мя как сам он чувствует, что жизнь те
чет из него, как из раны течет кровь, —
он не может докричаться до другого
человека, который отказывается слы
шать, и остается замурованность.
Больной как бы замурован один в тю
ремной клети, ему некуда уйти, ему
остается только смотреть на грядущую
смерть и на все, что в его прошлом
является мучительным злом или чем
то недоделанным. И вот эти два мо
мента очень важны, мне кажется.
А у священника своя роль. Необяза
тельно, я бы даже сказал, лучше, что
бы не он сообщал больному о смерти
(разве что больной — его личный друг,
но тогда это в другом плане происхо
дит). Иначе больной в священнике все
гда будет видеть профессионала, то
есть человека, который пришел ради
того, чтобы выполнить какую то зада
чу. А нужно, чтобы сказал о смерти са
мый близкий человек, не обязательно
тот или другой, а именно самый близ
кий. Это может быть друг, это может
быть жена, это может быть брат, сын,
дочь, кто угодно, — тот, кто самый близ
кий, и кто останется, кто будет при
больном все время.
Я помню ужасный случай. Близкий
мне человек умирал; мне не сказали
ни о его болезни, ни о том, что грядет
смерть. Меня вызвали, когда он был
уже без сознания: «Отец Антоний, ты
можешь причастить Мишу.» — «Нет,
не могу больше причастить: он гло
тать уже не может. Почему вы меня не
позвали раньше.!» — «Мы побоялись.
Понимаешь, на тебе черная ряса»…
А мы были друзьями двадцать лет, он
меня видел в черной рясе сколько
угодно, и он меня не боялся… И чело
век ушел, потому что его «пожалели».
А он давно знал, конечно, что умира
ет, потому что это состояние приходит
не в одно мгновение.
«Вместе против рака» № 3/2005
Ученые выяснили, почему одни люди стареют быстрее,
чем другие. Оказывается, ничто так не старит организм,
как постоянный стресс, вызывающий необратимые изме
нения на клеточном уровне. Особенно пагубен стресс для
женского организма — представительницы условно пре
красного пола, которые часто волнуются, живут на 9 17 лет
меньше, чем спокойные женщины.
Несколько лет назад наукой было установлено, что в
ДНК существуют продолговатые фрагменты под названи
ем теломеры, которые отвечают за генетическую стабиль
ность и оберегают хромосомы. Чем старше организм, тем
теломеры короче — у каждого поколения дочерних клеток
они чуть меньше, чем у материнских. Когда человек регу
лярно испытывает стресс, теломеры заметно сокращают
ся, и организм будто бы проживает несколько лет за год.
К таким выводам пришли ученые из Калифорнийского
университета в Сан Франциско, проведя испытания, в ко
торых приняли участие 58 женщин одной возрастной груп
пы. Все они были матерями, причем у двух третей участ
ниц эксперимента дети из за хронических болезней нуж
дались в регулярном уходе. Исследование хромосом
представительниц двух групп показало, что в первой груп
пе теломеры значительно длиннее, чем во второй, соот
ветственно, «органический» возраст матерей, ухаживав
ших за больными детьми и регулярно испытывавших
стресс, был больше, чем у женщин, не обремененных за
ботами и растивших отпрысков без особых проблем.
Известия.Ru
Ученые выяснили, почему одни люди
стареют быстрее, чем другие
Ученые выяснили, почему одни люди
стареют быстрее, чем другие

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru