Газета СТОМ-инфо № 21 (март 2006 г.), страница 26 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 21 (март 2006 г.), страница 26
Март 2006 года
26
1.
Героем поэзии Иосифа Бродского
был Город, который вобрал в себя
культуру и историю многих континен
тов, одарил этой культурой и истори
ей тех, кто способен увидеть, почув
ствовать, познать. Для И. Бродского
Петербург – Ленинград – это город
жизни, любви, времени, простран
ства. И слово поэта возвращается из
Ленинграда в Петербург.
Бродский жил и творил так, что не
возможное становилось возможным.
Он делал переводы, писал на англий
ском эссе и стихотворения. Простран
ство, время и его талант помогли ему
«сплавить» в своем творчестве два ве
ликих языка: русский и английский.
Иосифа Бродского считают трансатлан
тическим поэтом XX века. И это не эмо
циональное понятие. В своем творче
стве он использовал поэтическое и язы
ковое богатство древних и современных
национальных культур, был носителем
синтетического мышления, высшей гар
монии, образности, синтаксической и
композиционной динамики.
В Нобелевской лекции, прочитан
ной при вручении ему Нобелевской
премии 1987 года по литературе, он
говорил: «…не может быть законов,
защищающих нас от самих себя, ни
один уголовный кодекс не предусмат
ривает наказаний за преступление
против литературы. И среди преступ
лений этих наиболее тяжкими являют
ся не преследование авторов, не цен
зурные ограничения и т.п., не преда
ние книг костру. Существует преступ
ление более тяжкое – пренебрежение
книгами, их нечтение. За преступление
это человек расплачивается всей сво
ей жизнью; если же преступление это
совершает нация – она платит за это
своей историей».
Он хотел вернуться в родной Город,
«невское волнение» его души требова
ло поэтической беседы с Невой, с Го
родом, самим собой. «Ни страны, ни
погоста не хочу выбирать. На Василь
евский остров я приду умирать…», —
писал он в «Стансах». Но не пришел, не
вернулся, не успел, хотя его приглаша
ли, он порывался, соглашался, но для
этого необходимы были «внутренние и
чисто физические ресурсы», которыми
поэт на тот момент не располагал.
2.
Для многих мальчишек и девчонок
60 х «свободное время» и прибалтий
ское пространство открывало своих
героев: Тарзана и «Девушку моей меч
ты», мелодии Диззи Гилеспи, футбол,
и, конечно, Город, который они откры
вали как могли.
С башен Смольного собора Иосиф
видел «волны» Времени и Простран
ства. Нева катила волны жизни, гнала
поэта по этим волнам. И он переме
щался по Разъезжей, Лиговке, Охте,
Васильевскому, где «терял друзей меж
линий», возвращался на улицу Песте
ля и, слыша «колокольный звук», пы
таясь не забыть себя меж комнат «бе
жевой крепости», он гнал себя стихом
поспешным: по аллеям Таврического,
с волненьем и горечью, по Морской,
Мойке, каналу Грибоедова, на зимний
Елагин остров…
Я прохожу сквозь Вечный город,
Дома твердят: река, держись,
Шумит листва в громадном хоре
Я говорю себе: все жизнь.
От собора до собора, с Пантелей
моновской до Поцелуева моста он
бродил, он ходил, бежал, обгонял…
Мы встретимся однажды на Сенной
И, пары предложений не связав,
Расстанемся опять – не навсегда ль. –
И по Садовой зашагает вдаль
Мой грозный век, а я, как и всегда,
Через канал, неведомо куда…
Поэзия И. Бродского – это вдохно
венное течение мысли, чувства, настро
ения. Течение слова. Течение слова к
сути жизни. Поэзия И. Бродского – это
размышление о смысле жизни, раз
мышление о месте жизни в смысловом
течении всего и вся. И для подобного
размышления поэт использует основ
ные категории: Пространство, Время,
Слово.
Фонтанный дом и Шереметьевский
сад – история поэзии и чести. Досто
инство и благородство, чистота души
струятся в воздухе, посильной тиши
не, соседстве с отчим домом. Здесь
врозь и заодно молчат и размышляют
музы две: Слово и Время, в чистом
виде. В молчании рассвета, паденьи
листьев и снегов, дождей и сумрачных
видений плывет строка: тебя здесь
больше нет. Но есть:
Фонарь, парадное, уют,
Любовь и смерть, слова знакомых,
И где то здесь тебе приют…
Размышление поэта течет много
слойным густым потоком, как Нева к
морю, как море к океану, океану вод
ному, воздушному, вселенному.
И меж ними нет мостов. Их надо пост
роить. Каждому. В себе. И к другим.
Поэт любил посвящать свои произве
дения близким людям, друзьям, знако
мым, отечественным и зарубежным ли
тераторам. Он выводил в эпиграф сти
хотворения, поэмы, эклоги, эссе, его
части – инициалы, имя, фамилию того,
кому посвящал нижеследующие строки.
Литературная эпиграфика И. Брод
ского содержит не десятки, а сотни
надписей посвящений. Надпись пе
ред сочинением, наверное, нужна
была И. Бродскому, чтобы приблизить
написанное к жизни, и отдалить его от
ЭКЛОГОЙ БРОДСКОГО
ЗВУЧИТ В НАС ЛЕНИНГРАД

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru