Отделение реабилитации стомированных пациентов

Газета СТОМ-инфо № 20 (январь 2006 г.), страница 5 (Версия для печати)


Газета СТОМ-инфо № 20 (январь 2006 г.), страница 5
5
СТОМ-инфо
Станция «Нарьян Мар»
Нарьян Мар – это на краю земли,
точнее – на краю тундры. Дальше толь
ко Баренцево море и Ледовитый оке
ан. Сюда нельзя приехать по шоссе,
потому что шоссе здесь нет; сюда
нельзя добраться по железной доро
ге, потому что ее тоже нет. Сюда толь
ко по воздуху или, летом, по реке, но
на это почти никто не отваживается.
Пассажиры ждут
Местные жители – почти сплошь
приезжие, ставшие местными. Они го
ворят, что любят эти места, теперь уже
родные. И дают объявления в газеты в
надежде обменять свою квартиру в де
ревянном бараке на приличное жилье
в средней полосе. Вздыхая, говорят,
что жить здесь трудно, «но Север затя
гивает».
Поезд стоит
Затягивает не только людей: как то
давно в окрестности Нарьян Мара за
тянуло целый железнодорожный со
став вместе с куском железной доро
ги. Так и стоит посередь тундры. Неиз
вестно откуда. Непонятно зачем.
…Вот оно: сотня метров железнодо
рожного полотна без начала и конца и
пять сцепленных меж собой вагонов.
Грузовая платформа, за ней какой то
огромный сейф на колесах, видимо,
почтовый вагон, дальше опять плат
форма и две тюремного вида теплуш
ки. А вокруг – только реденький пере
лесок, переходящий в тундру. Песок,
сопки, цветастый, если не под снегом,
мох… И поезд без паровоза. Кругом,
насколько хватает глаз, никаких при
знаков цивилизации. К поезду ведет
меж кустов едва заметная «полнопри
водная» дорога, знают о которой лишь
некоторые нарьян марские таксисты,
всего то километров шесть от города.
Пассажиры волнуются
Никто в Нарьян Маре не помнит,
откуда он взялся. Кто и знал, поста
рался скорее забыть. Настоящая исто
рия его появления наверняка была свя
зана с какой нибудь советской утопи
ей вроде поворота рек, с очередным
волюнтаристским проектом, внезап
но оборвавшимся на предпоследней
стадии…
Старики ненцы рассказывают что
то о том, как из морского порта, сняв
с баржи, почти год перебрасывали за
город несколько вагонов. Рельсов в
Нарьян Маре нет, с собой тоже при
везли всего ничего, поэтому при
шлось перекладывать их сзади напе
ред и так двигать состав. Но даже ста
рики не помнят, почему вагонов имен
но пять, почему они такие, что на них
было, и главное — зачем в заполярный
город, где никогда не было и никогда
не будет железной дороги, гнать этот
состав. Интересно еще, что если бы его
продолжали двигать — то непонятно
куда, потому что впереди, по ходу
движения — тоже ничего, пустота. Тун
дра на тысячи километров.
Поезд стоит
Никто не обозревал эти места из
окна поезда. Зато при желании мож
но полюбоваться тундрой с высоты
теплушки, если вскарабкаться на
нее. Никто и никогда не ходил в тун
дре по шпалам. Здесь можно, прав
да, рельсы обрезаны почти вровень
с вагонами.
Поезд никогда не фигурирует в ми
лицейских сводках, вокруг него нет
окурков или пустых бутылок, кострищ
— вообще нет мусора, хотя в целом
город и его окрестности изрядно за
гажены. Сюда, конечно, не приезжа
ют семьями, с детьми и гитарами, не
сидят по вечерам парочки с мороже
ным и ветками, чтоб отгонять злющих
комаров размером с кулак. Сюда при
езжают как то больше помолчать, по
быть с самим собой, подумать о стран
ностях бытия.
Станция «Нарьян Мар»
К этому, впрочем, располагает и
сам Нарьян Мар. Город, рядом с ко
торым — в несуществующем ныне
Пустозерске — пятьсот лет назад со
жгли протопопа Аввакума, и где нет
даже нормального краеведческого
музея. Город, где построен самый
северный православный храм на ма
териковой части России, но храм
этот уже много лет закрыт для при
хожан. Город, где самая высокая
средняя заработная плата в стране,
но при этом пять шестых населения
живет в бараках, где все жалуются
на жизнь, а летом дружно выезжают
на курорты. Город, в котором труд
но купить штопор, но легко — «Мер
седес». Где полно оленей — и нет оле
ньего мяса. Где у каждого второго
есть машина, но нет асфальта. Город,
где нет железной дороги, но есть
поезд, который никого никуда и ни
когда не увезет.
Антон Шошин
(Перепечатка из газеты «Реакция»
№ 15 (15), 2005)
Cевер затягивает не только людей,
но и целые железнодорожные составы
…Они любят приезжать сюда ночью. Пьют пиво. В свете фар,
особенно под проливным дождем, когда не видно, где его начало
и конец, он кажется еще больше, еще загадочнее, еще абсурднее.
Наверное, это можно списать на тоску по цивилизации. Во хмелю –
и при желании – здесь легко ощутить себя на железнодорожном
вокзале. Сейчас, уже вот вот, объявят посадку, и они уедут отсюда
навсегда.

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу

Отделение реабилитации стомированных пациентов (СтомаЦентр), Copyright © 2006 - 2018
Рейтинг@Mail.ru