Газета СТОМ-инфо № 19 (ноябрь 2005 г.), страница 15 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 19 (ноябрь 2005 г.), страница 15
15
СТОМ-инфо
ния о них относятся к XI в. Первые больницы
при монастырях были устроены в Киеве и Пе
реяславле. В Никоновской летописи записа
но, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил в
Переяславле «строение банное», устроил боль
ницы и приставил к ним врачев, которые по
давали «всем приходящим безмездно враче
вание». Позднее больницы были устроены в
Новгороде, Смоленске, Львове и других го
родах земли Русской.
Широкой известностью и всенародной сла
вой пользовались древнейшая на Руси монас
тырская больница при Киево Печерской лав
ре — первом русском монастыре.
Со всей Руси в Киево Печерскую лавру хо
дили раненые и больные заразными, нервны
ми, психическими и другими заболеваниями,
и многие находили исцеление. Для тяжело
больных при монастыре были специальные
помещения, где постоянно дежурили мона
хи, ухаживающие за больными.
Монахи считали врачевание больных делом
подвижнического долга и усердно направля
ли свои заботы на призрение под сенью мо
настырской обители заболевших. «Киево Пе
черский патерик» сообщает о нескольких мо
нахах подвижниках, прославившихся своим
врачебным искусством. Особенно славным
врачевателем Киево Печерской лавры назван
«преподобный Агапит» (умер в 1095 г.) — бли
жайший ученик Антония. Он бесплатно лечил
и обитателей монастыря, и мирян, сам уха
живал за ними и пользовался большой попу
лярностью в народе. Однажды он исцелил вну
ка Ярослава Мудрого — черниговского князя
Владимира Всеволодовича (который впослед
ствии стал киевским князем (1113 1125) и изве
стен как Владимир Мономах). Потеряв надеж
ду на исцеление, князь Владимир попросил
преподобного Агапита прийти и к нему. Од
нако Агапит, не выходивший за пределы мо
настыря и лечивший только на территории
обители, наотрез отказался посетить князя и
послал ему своего «зелья», от которого Вла
димир быстро поправился. По выздоровлении
князь пожелал щедро вознаградить своего
исцелителя и передал ему богатые дары, но
Агапит попросил передать дорогие княжес
кие подарки неимущим людям. «И услышали
о нем в городе, что в монастыре есть некто
лечец, и многие больные приходили к нему и
выздоравливали».
3
Таким образом, «Киево Печерский пате
рик» содержит первые конкретные сведения
о врачебной этике на Руси в XI XII вв.: лечец
должен был быть образцом человеколюбия
вплоть до самопожертвования: ради больно
го выполнять самые черные работы; быть тер
пимым и сердечным по отношению к нему;
делать все, что в его силах, для излечения боль
ного и не заботиться о личном обогащении и
профессиональном тщеславии. В этот период
русской истории лечцы монахи пользовались
большим уважением. Многие из них впослед
ствии были канонизированы церковью.
Наряду с монастырской медициной в древ
ней Руси сохранялось и народное врачевание
по традициям языческих верований.
Однако в крещеной Руси «ведовство» и «вол
хвование» были возведены в степень наказуе
мого антирелигиозного преступления.
4
Служи
тели христианской религии верили в силу язы
ческих культов и языческого врачевания и счи
тали врачевателей язычников служителями дья
вола. В результате христианство вступило в
борьбу с языческим врачеванием; волхвов и
кудесников преследовали за «зелейничество»
и «ведовство», вплоть до сожжения на костре.
И все же врачевание в Древнерусском го
сударстве не было церковной монополией.
Уже при князе Ярославе Владимировиче на
Руси существовали вольные врачи и вольная
врачебная практика, т.е. светская медицина.
В отличие от «безмездной» церковной меди
цины, она была «возмездной» (т.е. платной)
Понятно, сто в основе светской медицины
лежал многовековой опыт народного враче
вания. Однако светские (мирские) врачевате
ли отграничивали себя как от монастырской
медицины, так и от языческого знахарства.
Древнерусские монастырские больницы
были также очагами просвещения: в них обу
чали медицине, собирали греческие и визан
тийские рукописи. В процессе перевода тек
стов с греческого и латыни монахи дополняли
их своими знаниями, основанными на опыте
русского народного врачевания.
В XI в. одной из самых популярных книг был
«Изборник», переведенный с болгарского ори
гинала в 1073 г. по заказу сына Ярослава Муд
рого — великого князя киевского Святослава
Ярославича (по другой версии — Изяслава Ярос
лавича). «Изборник» состоит из фрагментов
библейских книг и сочинений авторитетнейших
византийских богословов и проповедников
(начиная с Василия Великого) по вопросам бо
гословия христианской нравственности и ми
роведения.
Выдержки из книги:
Сорокина Т. С. История медицины, М., 1994
(Продолжение следует)
3
Киево Печерский патерик по древним рос
писям / В перелож. на соврем. язык Марии Викто
ровой. — Киев, 1870. — С.88.
4
Лахтин М.Ю. Медицина и врачи в Московс
ком государстве. — Т. 1. — М., 1906. — С.4.

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru