Газета СТОМ-инфо № 19 (ноябрь 2005 г.), страница 14 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 19 (ноябрь 2005 г.), страница 14
14
Ноябрь 2005 года
Народная медицина издавна развивалась на
Руси и была неотъемлемой частью языческой
культуры русского народа.
«Русская народная медицина так же стара,
как стара и историческая жизнь русского на
рода: корни ее уходят в глубину доисторичес
кой, языческой поры нашего народа. Она пе
режила затем тысячелетний период уже исто
рической жизни его — и до наших дней сохра
няет за собой огромную силу, существуя на
ряду с научною медициною и даже вступая с
нею, подчас, в борьбу», — так более ста лет
тому назад писал о русской народной меди
цине ординарный профессор Казанского Им
ператорского университета Н. П. Загоскин
1
.
Вплоть до второй половины прошлого сто
летия, т.е. на протяжении почти двух тысяч лет
истории нашего государства, народная меди
цина оставалась единственным доступным
средством поддержания здоровья россий
ского народа.
Еще во времена язычества врачевание объе
диняло в себе и реальное знание целебных сил
природы, и веру в ее чудодейственные тайны.
Среди врачевателей язычников были волхвы
(так вплоть до XVII в. продолжали называть
знахарей), ведуны, ведуньи и ведьмы (от
древнерусского ведать — знать), кудесники,
чаровницы и т. д. В народе они считались по
средниками между человеком и таинственны
ми силами природы, умеющими обращать
эти силы на пользу (или во вред) человеку.
Позднее народных врачевателей стали на
зывать лечцами. О них говорится в «Краткой
Русской Правде» — древнейшем из дошед
ших до нас своде русских законов, который
был составлен при Ярославе Мудром (в пер
вой четверти XI в.) Впоследствии «Русская
правда» многократно переписывалась и до
полнялась. В одном из ее законов устанавли
валась оплата труда лечцов: человек, которо
му была кем то нанесена рана, имел право
требовать от обидчика 3 гривны пени и сверх
того — особое вознаграждение тому, кто бу
дет лечить эту рану («за обиду 3 гривны,
а летцю мзда»). В более поздних списках «Рус
ской правды» Это вознаграждение называет
ся «лечебным»
2
.
Свои врачебные познания и секреты лечцы
передавали из поколения в поколение, от отца
к сыну (так называемые семейные школы).
В лечебной практике они широко исполь
зовали различные средства растительного,
животного и минерального происхождения.
Так, большой популярностью в народе пользо
вались лекарства, приготовленные из расте
ний: полыни, крапивы, подорожника, багуль
ника, «злоненавистника» (бодяги), цвета
липы, листьев березы, коры ясеня, можжеве
ловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, бе
резового сока и многих других. Среди ле
карств животного происхождения особое
место занимал мед, сырая печень трески, ко
былье молоко и панты оленя. Прекрасным ле
чебным эффектом обладали и природные
средства минерального происхождения. При
болях в животе принимали внутрь растертый
в порошок камень хризолит. Для облегчения
родов женщины носили украшения из яхонта.
Известны были целебные свойства уксуса и
медного купороса, скипидара и селитры, «сер
ного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурь
мы и других минералов. Русский народ издав
на знал также о целебных свойствах «кислой
воды». Ее древнерусское название нарзан,
сохранившееся до наших дней, в переводе
означающее «богатырь вода».
За советом и помощью обращались к на
родным врачевателям и простые люди, и ве
ликие князья. Так, согласно легендам, старцы
исцелили русского былинного героя Илью
Муромца, который тридцать три года сиднем
сидел в селе Карачарове. Дав ему испить «ча
рочку питья медвяного», они вернули бога
тырю былую силу.
Впоследствии опыт народной медицины был
обобщен в многочисленных травниках и лечеб
никах, которые в своем большинстве были со
ставлены после принятия на Руси христианства
и широкого распространения грамотности.
К сожалению, многие рукописные лечебники
погибли во время войн и других бедствий.
До наших дней дошло немногим более 250
древнерусских травников и лечебников. В них
содержатся описания средств и приемов рус
ского народного врачевания как времен хри
стианской Руси, так и более древнего, язычес
кого, периода русской истории.
С развитием христианства на Руси стала раз
виваться монастырская медицина, а вместе с
ней и монастырские больницы. Ранние сведе
1
Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в ста
ринной России. — Казань; Тип. Императорского
университета. 1891. — С.6.
2
Там же, С.15.

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru