ВНИМАНИЕ!!!

Убедитесь в том, что Вы не ошиблись, попав на этот сайт!

Сверьте адрес в адресной строке, и, хотя страшного ничего в этом нет, учтите, что вся находящаяся здесь информация рассчитана прежде всего, на тех, кто имеет вывод кишечника на переднюю брюшную стенку. А в силу того, что основная часть этих людей - это люди пожилого возраста, то, естественно, и на тех, кто помогает стомикам, осуществляет уход за ними, а также является профессионалом в области оказания помощи стомированным пациентам.

Мы надеемся, что здесь Вы найдете много материалов, которые смогут помочь всем этим людям в работе, повседневной жизни, что является основной задачей создания этого сайта.

Итак, если Вас не интересует то, что связано с жизнью людей, у которых кишечник выведен на переднюю брюшную стенку - немедленно нажмите кнопку выход!!!


ВХОД
  ВЫХОД
Отделение реабилитации стомированных пациентов
Главная страница
История
Стоматерапия
Средства ухода
Аксеcсуары
Пособия
Наша газета
Законы РФ
Контакты
Ссылки


Газета СТОМ-инфо № 16 (март 2005 г.), страница 11
— Патриотизм — великое и благо
родное чувство. Однако понять и
объяснить его можно, только ответив
на вопрос: что значит принадлежать к
той или иной национальности. И во
обще — что такое «национальное».
— По моему, очень важно усвоить: вне
этноса нет ни одного человека на земле.
Национальная принадлежность — неоспо
римая реальность. Выйти из этноса — зна
чит вытащить себя из болота за собствен
ные волосы. А такое смог проделать пока
только барон Мюнхгаузен.
Но если это присуще человеческой
природе, нельзя отмахиваться от этниче
ских вопросов, игнорировать реальные
противоречия, пытаться представлять лю
дей массой.
Надо помнить, что каждый известный
науке облик народа — этнос — несет в себе
не только печать окружающей среды, но
и накапливаемое прошлое, формирую
щее стереотип его поведения. И если мы
хотим избежать ненужных, а подчас и тра
гических недоразумений, то нам нужно
глубокое знание этнологии, совмещаю
щей в себе географию, биологию, исто
рию и психологию. Думается, практиче
ское значение этой науки не требует из
лишних пояснений.
Нашему обществу, как и человечеству
вообще, вовсе не противопоказано мно
гообразие. Эта непохожесть отражает глу
бокую связь человеческих популяций с
окружающими их ландшафтами, которые
составляют среду обитания, дают пищу и
даже формируют эстетические и нрав
ственные ценности. Так каждый народ,
большой или малый, раскрывает свой та
лант, а человечество через это проявляет
себя как единое целое. Как видно, этни
ческий фактор также способствует вступ
лению цивилизации в ноосферу — сферу
разума.
— Но Вернадский говорил также о
«пружине эволюции», в качестве ко
торой рассматривал биохимическую
энергию, возбуждающую своим из
бытком все живые системы. Стало
быть, это должны ощущать и мы с
вами. В какой степени высказанные
идеи касаются саморазвития этносов.
— В самой непосредственной! Именно
эта энергия поднимает волны этнических
морей. Каждая волна, зарождаясь в пу
чине, достигает своего гребня и — с шу
мом и пеной обрушивается, чтобы заро
диться вновь. В тысячелетних колебаниях
происходит беспрерывное смешивание
народов. Так что нельзя говорить ни о
какой «чистоте», тем более — исключи
тельности или избранности. Этносы все
гда возникают в результате контактов.
В основе любого новообразования лежат
как минимум два старых. На практике же
составных частей, как свидетельствует
великое множество исторических приме
ров, бывает гораздо больше.
Лично я всю жизнь занят изучением
человеческого фактора в этническом ас
пекте. Мне кричат: «Это жуткий биоло
гизм!» Извините, какой же биологизм.
Еще Маркс мечтал о том времени, когда
«история человека» соединится с «исто
рией природы». Можно ли отрицать со
причастность людей биосфере, прамате
ри жизни на Земле. Мы — порождение
земной биосферы в той же степени, в
какой и носители социального прогрес
са. Иначе нам трудно понять многие слож
ные явления современного мира. Напри
мер, национально освободительные дви
жения, охватившие всю планету. Конеч
но, они носят прогрессивный характер. Но
сопровождаются и такими явлениями
(беру самое последнее время), как бес
смысленная война Ирана и Ирака. Мно
гое нужно осмыслить и в том, что проис
ходит в нашей стране. Например, пере
ход народов от феодализма, даже перво
бытно общинного строя, к социализму,
минуя капиталистическую стадию. Увы,
где есть обретения, там есть и потери.
— Долгое время считалось неприлич
ным говорить вслух о наших «внутри
семейных» делах. Но ведь они непрос
ты и небезоблачны, в них порой фоку
сируются многие противоречия обще
ственной жизни. Произошли конфлик
ты, даже с жертвами, а следом попол
зли обывательские кривотолки. Если им
верить, выходит, что виноваты пере
стройка и демократизация.
— Отсталым воззрениям, сохраняю
щимся в обыденном сознании, всякого
рода националистическим спекуляциям
необходимо противопоставлять силу на
учного знания. Пусть никого не пугает, что
этносы рано или поздно умирают. Оче
видно, наряду с разрушительными про
цессами внутри этнической эволюции су
ществуют и созидательные. Еще Энгельс
указывал, что границы больших и жиз
неспособных европейских наций опреде
лялись «симпатиями» населения, эти гра
ницы он называл естественными. Имен
но социализм, в ленинском понимании,
«дает полный простор «симпатиям» и ре
альное осуществление их возможно толь
ко «при полном проведении демократии
во всех областях».
Наивно представлять интернациона
лизм без национального, без практиче
ского учета реальной пестроты этничес
кого состава. Уравниловка вовсе не сти
мулирует объединение, а лишь провоци
рует деградацию. Поверьте мне, челове
ку, изрядно посидевшему в тюрьмах, но и
встретившему победный май 1945 года в
Берлине, я знаю истинную цену «мораль
но политического единства». Поэтому го
ворю не ради голой критики: как ученый,
я глубоко убежден, что мозаичность — это
то и есть, что поддерживает этническое
единство путем внутреннего неантагони
стического соперничества.
Иначе, как через демократизацию, на
циональные проблемы решены быть не
могут. В свою очередь, этнический фак
тор должен быть стимулом демократиза
ции. Правильно сказано: истинная друж
ба народов возможна только при глубо
ком уважении к достоинству, чести, куль
туре, языку и истории каждого народа,
широком общении между ними. Мы дол
жны всячески способствовать дальней
шему расширению контактов нацио
нальных культур, их взаимному обогаще
нию, их подъему и расцвету.
Преодолевая догматизм, мы стремим
ся разрушить устаревшие стереотипы.
Однако и тут надобно действовать с умом.
Скажем, кому то взбредет в голову взять
ся за переделку этнического стереотипа
поведения. Кстати, такое уже бывало. Упа
си бог, чтобы повторилось! Надо чрезвы
чайно чутко относиться к национальным
обычаям, хотя и не раздувать различий.
Одни едят свинину, другие нет — ну и что
из этого. Ни из каких благих побуждений
не должно быть подталкивания к сбли
жению и слиянию, которые представля
ют, как я понимаю, очень длительный и
во многих чертах нами еще не осознан
ный процесс. Зачем стараться втиснуть в
одни рамки поведения абхазца и нивха,
литовца и молдаванина.
Настало время, когда начинает оправ
дываться Марксово предвидение о том,
что «естествознание включит в себя науку
о человеке в такой же мере, в какой наука
о человеке включит в себя естествозна
ние: это будет одна наука». Это созвучно
идеалам перестройки с ее нынешним об
ращением к человеку, его реальному об
лику, потенциалу, потребностям. Мы, ныне
живущие, как бы заново открываем себя,
свой духовный мир и мир, который нас
окружает, где лавиной расширяются кон
такты между странами и народами, обме
ны в науке, культуре, информации, где в
одном клубке сплелись противоборство и
взаимообогащение, старое и новое, злое
и доброе. Постигая корни нашего родства,
изучая «историю с географией», мы хо
тим понять, куда растет и как ветвится дре
во человеческое. История нашей страны
и населяющих ее более чем ста наций и
народностей помогает нам яснее, насколь
ко возможно, представить будущее. С при
сущей ему мудростью об этом сказал Вер
надский: «То новое, что дает в быту живу
щих в нем людей большое по размерам
государство, приближается по своему ук
ладу к тому будущему, к которому мы стре
мимся, — к мирному мировому сожитель
ству народов. Огромная сплошная терри
тория, добытая кровью и страданиями на
шей истории, должна нами охраняться как
общечеловеческое достижение, делаю
щее более доступным, более исполнимым
наступление единой мировой организа
ции человечества».
Беседу вел А. Сабибор
11
СТОМ-инфо

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу

Вопросы:

На этой странице никто не задавал вопросов.
Вы можете стать первым.
RSS

Ваше имя: *

Ваша почта: *

Вопрос: *



Введите символы: *

captcha
Обновить



Рейтинг@Mail.ru Отделение реабилитации стомированных пациентов (СтомаЦентр), Copyright © 2006 - 2018 Посетить страницу Web-дизайнера этого сайта