Газета СТОМ-инфо № 11 (январь 2004 г.), страница 11 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 11 (январь 2004 г.), страница 11
СТОМ-инфо
11
пенсионеров, что с послевоенных лет по
настоящее время инфляция составила око
ло 800 процентов! Как сегодня могут рос
сияне трудоспособного возраста доверять
отечественной системе пенсионного обес
печения, когда они на примере своих ро
дителей убедились, что значит доверять
свою старость государству. А если придет
еще одна перестройка. Еще одна смена
государственной власти. Еще один чинов
ник или банкир сбежит с деньгами за гра
ницу. Пока государство готово сначала
платить по внешним долгам, поддержи
вать деньгами монстров монополистов и
проблемные банки, пенсионерам «свет
лого» будущего в виде обеспеченной ста
рости не видать, как своих ушей. Кроме
ушей своих сверстников, получающих осо
бые, персональные пенсии и вещающих с
телевизионного экрана о необходимости
социальной поддержки стариков. Сегодня
отчисления предприятий якобы с целью
пенсионного страхования на самом деле
имеют характер рядового налога и никак
не служат целям накопления средств на
будущие пенсии работающих. А если это
так, то скоро дело дойдет до того, что рос
сиянам трудоспособного возраста впору
будет вообще отказаться от такой будущей
благодати. Уж лучше получить всю зара
ботную плату сейчас и делать накопления
в швейцарском банке, чем ждать милости
от природы в лице государства. Ведь мож
но же уже сегодня отказаться от подключе
ния в свой дом и оплаты, например, ра
диоточки и горячей воды. Отсутствие сис
темы накопления пенсионных платежей,
а накопление именно отсутствует, что под
тверждает и советское время, и нынеш
нее, отсутствие системы ответственности
правительства, убеждающего в необходи
мости «реформ» пенсионной системы,
чиновников, руководящих процессом
«сбережения» пенсионных накоплений, —
все это приводит к глубокому недоверию к
государству — конституционному гаранту
социального обеспечения по возрасту.
Согласно недавно принятому Федераль
ному закону «О государственном пенси
онном обеспечении в Российской Феде
рации», право на пенсию по государствен
ному пенсионному обеспечению имеют
лишь федеральные государственные слу
жащие; военнослужащие; участники Ве
ликой Отечественной войны; граждане,
пострадавшие в результате радиационных
или техногенных катастроф; нетрудоспо
собные граждане. Пенсии всех остальных
будущих пенсионеров будут зависеть от
итогов деятельности Пенсионного фонда,
где предполагается аккумулировать отчис
ления предприятий за своих работников и
затем их распределять. Отсюда вывод —
пенсии будут ровно такими, насколько по
литически активными будут сами будущие
пенсионеры. Почему так. А вот почему.
Сам Пенсионный фонд, в отличие от сво
их зарубежных аналогов, никакой инвес
тиционной деятельности не ведет. То есть
не вкладывает средства в предприятия с
целью предотвращения потерь от инфля
ции. А требуется ведь еще и дополнитель
ный доход, например, для того, чтобы вып
лачивать зарплату служащим самого Пен
сионного фонда, да и другие расходы у
Пенсионного фонда немаленькие. Здания
новые построить, создать компьютерную
систему для назначения, перерасчета и
выплаты пенсий, для ведения единого
федерального банка данных, содержаще
го сведения о пенсионерах. Список задач,
стоящих перед Пенсионным фондом, об
ширен: организация, регистрация, капи
тализация, участие, осуществление, веде
ние, изучение, проведение ... То есть Пен
сионный фонд занимается всем, кроме
самого главного — сохранения, сбереже
ния и приумножения пенсионных накоп
лений россиян трудоспособного возраста
— будущих пенсионеров. Законодатель
ством определено, что денежные средства
Пенсионного фонда находятся в государ
ственной собственности Российской Фе
дерации, то есть хранятся на счетах Цент
рального банка. То есть не принадлежат
НИКОМУ из россиян трудоспособного воз
раста — будущих пенсионеров. «Все вок
руг народное — все вокруг мое» — это мы
уже проходили. Чем нынешняя система
лучше прошлой. Ничем. Ну и что, что сред
ства Пенсионного фонда осели в Централь
ном банке. Они там что, менее всего под
вержены усушке и утруске. Вовсе нет. Про
сто нашему правительству так будет легче
ими пользоваться. Надеяться, что за счет
каких то правительственных программ
развития промышленности, малого биз
неса средства Пенсионного фонда приум
ножатся, вряд ли стоит. Программы, ко
нечно, будут, например, перевооружения
основных фондов промышленных пред
приятий, о чем так много говорят произ
водственники. Только, скорее всего, все
сведется к директивному распределению
сверху оборудования особо «приближен
ных» производителей, а предприятия по
требители вряд ли получат те станки, кото
рые им действительно необходимы. С
малым бизнесом также все пойдет по ста
рой схеме. Деньги получат кружки по из
готовлению мягкой игрушки и сувениров
да различные исследовательские фонды
и фирмы, издающие пособия типа «Как
стать предпринимателем.» и «Как платить
налоги.». А может быть, правительство
разместит средства Пенсионного фонда на
высокодоходных счетах в отечественных
банках. Так не секрет, что наиболее круп
ные сегодня банки — это бывшие государ
ственные банки, полугосударственные се
годня. Например, Сбербанк. Но он дей
ствует в интересах своего крупнейшего
акционера — Центрального банка. То есть
опять же не в интересах россиян трудоспо
собного возраста — будущих пенсионе
ров. Нынешние пенсионеры уже попро
бовали копить на свою старость и для сво
их детей. 20 лет назад немало россиян
имело сбережения в размере 1000 рублей
и еще на такую же сумму открывали так
называемые «детские» книжки на имя
своих детей. В то время 1000 рублей по
покупательной способности составляли
около 1500 долларов. С этой суммы долж
ны были бы набежать проценты за 20 лет.
Но на сегодняшний день сумма вклада и
процентов по нему не превысит и 50 дол
ларов. Еще и не каждому удастся эти сред
ства получить. В итоге накопления росси
ян в Сбербанке не увеличились, а, наобо
рот, уменьшились в десятки раз. И в этом
случае опять государство сначала платит
по внешним долгам, поддерживает день
гами монстров монополистов и закачива
ет «временно свободные» средства в бан
ки. Не для пенсионеров и россиян трудо
способного возраста. Зато выглядят респек
табельно банковские помещения Сбер
банка и очень неплохо живут его работни
ки, а некоторые акционеры даже получа
ют дивиденды. Стоит ли доверять отече
ственной пенсионной и банковской сис
теме, основная задача которых — сбере
жение, приумножение пенсионных и дру
гих накоплений россиян. «Конечно, сто
ит», — убежденно воскликнут указанные
выше депутаты, чиновники, руководите
ли предприятий — монстров монополий,
банкиры... И опять скажут неправду. Их
убеждения не более чем старая сказка, в
которой ходжа Насреддин пообещал па
дишаху за 20 лет научить говорить осла,
объясняя это тем, что через 20 лет или осел
сдохнет, или падишах умрет. Так и у нас —
много обещается, но мало выполняется.
Сменится правительство, нам заявит: «Мы
ничего не обещали!». Затем опять начнут
ся новые красивые обещания. И ничего
народу с этим не сделать, пока в Конститу
ции не будет закреплена ответственность
правительства за накопленное предыду
щими поколениями. И, передавая дела от
одного состава правительства к другому,
обязательно проверять, что же на самом
деле было накоплено и приумножено, а
что растрачено. То же самое касается мэ
ров, губернаторов и прочих региональных
правителей. Почему государство требует
от своих подданых прозрачности в своих
доходах и расходах, а само не является
примером. Пока власть ничего не может
дать людям, народ, не доверяя власти, не
будет доверять ей свои сбережения. И так
будет до тех пор, пока правительство не
задумается, как вернуть вклады, которые
россияне держали в Сбербанке, как дове
сти уровень пенсий до нормального. Тог
да и народ начнет верить в государство,
веря в свою обеспеченную старость, ста
бильные социальные гарантии.
Дмитрий Батищев,
Александр Кюммель
(перепечатка из газеты
«Промышленность сегодня» № 4, 2002)
И ПРИУМНОЖИТСЯ?

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru