Газета СТОМ-инфо № 10 (октябрь 2003 г.), страница 9 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 10 (октябрь 2003 г.), страница 9
СТОМ-инфо
9
небу кресты Спасо Преобра
женский Валаамский мужс
кой монастырь.
Поражает обилие по
клонных крестов, стоящих
неподалеку от тропинок в
уединенных местах. Они на
столько гармонируют с ок
ружающей природой, слов
но и не являются творением
рук человеческих. Но все
здесь – по замыслу челове
ка и при поддержке Бога, и
постоянно удивляешься не
только красоте, но и духов
ной силе этого места.
На Валааме действовало
около 30 производств, в т.ч.
даже небольшие заводы:
свечной, смоляной, коже
венный, скудельный, кир
пичный. Были свои конюш
ня и молочная ферма. На
сельники монастыря зани
мались сельским хозяй
ством и рыболовством, пол
ностью обеспечивая потреб
ности братии. В обители
была собрана великолепная
библиотека, созданы иконо
писная мастерская и школа
живописи, имелась соб
ственная фотография.
Монастырская молочная
ферма (1881 г.), имела не
сколько зданий. В подваль
ном этаже стоящего на са
мом берегу водопровод
ного дома была устроена
паровая машина, подни
мавшая воду из залива. По
чугунным трубам водв шла
на скотный двор. Паровая
машина приводила в дей
ствие и другие механизмы,
которые сбивали масло,
мололи из мелкого карто
феля муку, резали на корм
солому. Здесь же, при во
допроводном доме, мона
хи организовали разведе
ние рыбы, в основном, на
лима и сига. На местном
гончарном заводе изготов
ляли глиняные ящики, в ко
торых на стеклянные ре
шетки опускали оплодот
воренную икру и ставили
под водопровод. До 40 тыс.
мальков выпускалось еже
годно в мае в Монастырс
кий пролив, соединенный
с Ладогой.
Ровная дорога идет через
глухой лес. Даже в летний
солнечный день здесь не бу
дет жарко. Мощные ели и
сосны стоят вперемежку с
осиной и березой. Лес не
молчит. Шелестит листва,
поскрипывают стволы ста
рых деревьев, подают голо
са птицы. Вот лес расступил
ся и показал клочок неба.
Выходим на большую ров
ную поляну. Внизу – обрыв;
впереди – Ладога. Скалы от
весно входят в воду, опус
каясь вглубь на десятки мет
ров. Бурлят и пенятся Ла
дожские волны, отброшен
ные неприступной стеной
утесов. На память приходят
строки из «Калевалы»:
«Горы медные дрожали.
Камни твердые трещали,
Со скалы скала свалилась,
Раздроблялися утесы».
И, словно наперекор
грозным волнам, стоят ски
ты и церкви в молчаливом
спокойствии. Стоят, несмот
ря на все тяжелые, смутные
времена...
В начале XVII века (1616
год) ослабевшая от смут
Россия, казалось, потеряла
Валаам навсегда. По услови
ям Столбовского мира Ладо
гой завладели шведы. Вала
ам был отдан в аренду фин
ским поселенцам. Прошло
100 лет, и в конце Северной
войны Валаамский архипе
лаг вновь вернулся в состав
России, достигнув своего
наивысшего расцвета к се
редине XIX века.
До революции монастырь
включал в себя 13 скитов, рас
положенных в разных частях
Валаама и на других ладожс
ких озерах. Разбросанные по
большим и малым островам
архипелага, эти скиты, как
духовная ограда, защищали
сердце Валаама – главный
монастырский собор.
С 1811 по 1917 год архипе
лаг входил в состав Финлян
дского княжества Российс
кой Империи. После револю
ции 1917 года Валаам оказал
ся на территории вновь об
разованного независимого
государства – Финляндии.
Однако в феврале 1940
года, когда подходила к
концу советско финская
война, и Валаам должен был
отойти Советскому Союзу,
насельники монастыря, спа
саясь от гонений, вынужде
ны были эвакуироваться в
Финляндию. Архив и многие
ценности обители были уве
зены вглубь материка, где
через несколько лет в усадь
бе Папинниеми, в 100 км от
города Куопио ими был ос
нован Ново Валаамский мо
настырь, ставший центром
православного монашества
в Финляндии.
А на советском Валааме
шла иная, непривычная для
этих мест жизнь. В сентябре
1940 года в монастыре была
организована школа боцма
нов и юнг.
После капитуляции Фин
ляндии в 1944 году на ост
ровах разместилось подсоб
ное хозяйство Питкяранско
го целлюлозного завода,
было организовано лесниче
ство. Уцелевшие храмы и
часовни за ненадобностью
разоряли, взрывали, сжига
ли. Некому было трудиться
в лесах и огородах.
С 1950 по 1984 годы на Ва
лааме действовал Дом инва
лидов войны и труда КАССР
на 1000 чел. в монастырских
и скитских зданиях жили и
тяжело пострадавшие во
время ВОВ , и больные ту
беркулезом, и умственно
отсталые, и доживающие
свой век старики.
В конце 1950 х на остро
ва начали приходить первые
туристические теплоходы, и
к середине 1980 х число от
дыхающих, ежегодно посе
щавших архипелаг, достиг
ло 100 тыс. человек.
13 декабря 1989 года, в
день памяти святого апосто
ла Андрея Первозванного на
берег Валаамского острова
вновь ступили православные
иноки. Их было шестеро, а
спустя 12 лет число братии
достигло двухсот человек.
Святая земля, слышавшая
тысячи молитв, где каждое
сердце обращается к Богу –
Валаам. Место, где человек
обретает новые силы, а все
доброе и светлое становит
ся реальным – Валаам. Мно
жество людей приезжает
сюда, просто туристов или
же паломников, и каждый,
кто хоть раз побывал здесь,
уносит в своем сердце его
частицу, чтобы в тяжелое
время маленьким колоколь
чиком в глубине души про
звучало бы «Валаам», и
вновь появилась Надежда.
А. Ким
дыханием молитвы»
Н. Щербина

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru