Газета СТОМ-инфо № 6 (август 2002 г.), страница 8 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 6 (август 2002 г.), страница 8
Август 2002 года
8
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
(Время новостей,
6.06.2002 12:01 )
Человек несовершенен,
и вообще все мы разные.
Эта прописная истина не
кажется такой уж простой,
когда видишь фотографии
инвалидов на выставке
«Снимки, которых нам не
хватало» из Музея гигиены
в Дрездене. Выставка мо
жет шокировать. Но фото
графии людей с самыми
разнообразными физиче
скими недостатками апел
лируют не только к чувству,
но и в не меньшей степени
к разуму. Разные фотогра
фы, известные и не очень,
отстаивают естественное
для обоих участников про
цесса — фотографа и моде
ли — право на индивиду
альность. Право быть со
бой и право видеть лич
ность в другом. Инвалиды
или, как теперь принято го
ворить, люди с ограничен
ными возможностями,
снимаются так же охотно,
как и все другие. Они не
стыдятся себя. Один из са
мых известных фотогра
фов моды Ник Найт рабо
тает с инвалидами так, как
привык работать с моделя
ми: что то демонстрирует,
выставляет напоказ, что то
прячет. Красивая женщина
без руки — в конце концов,
Венера Милосская тоже
безрукая, и это никому не
мешает любоваться ею.
Модель на протезах —
странная и прекрасная кук
ла. Великолепный торс
танцовщика, опирающего
ся на руки, — ног у него нет.
Как в любой съемке моды,
утрируются достоинства.
Физические недостатки
скрываются или подчерки
ваются не более и не ме
нее, чем это делается при
съемке других моделей,
даже с приставкой супер.
Рассо Бруккерт сам пользу
ется коляской, и его фото
графии более радикальны
в признании своеобразной
красоты людей с физиче
скими недостатками. Он
просто воспринимает эти
особенности не как недо
статки, а как достоинства
своих обнаженных моде
лей. Уверенность в себе и
своеобразный шик персо
нажей на фотографиях Да
ниэля Йозефсона. Их сме
лость и умение любить
свое тело таким, какое
есть, может кого то оттол
кнуть, но в то же время и
вызывает уважение.
Многие фотографии
противопоставляют и
объединяют миры стан
дартных и нестандартных
по своим возможностям
людей. Счастливая семья с
ребенком дауном («От
пуск» Андре Риваля), «По
ездка к морю» дома инва
лидов (Олаф Шлете),
больные и нормальные
дети, играющие вместе
(Олаф Мартенс и Фальк
Шультце Мотель), — раз
ные эпизоды одной повес
ти о необходимости и воз
можности совместного су
ществования. Догадываясь
о том, что люди разные,
мы, тем не менее, все вре
мя подразумеваем их оди
наковость. С точки зрения
инвалида, одинаковые —
это когда все люди — инва
лиды. Например, в коляс
ках. Такой мир конструиру
ет Михаэль Баузе: контора,
телестудия, разгон демон
страции, церковь — мир,
где живут одни колясочни
ки. Остальным места нет.
Дискриминация наоборот.
Утопия.
Но существует в нашей
жизни и настоящая повсед
невная дискриминация.
Жестокая реальность, к
примеру, безжалостно
корректирует благородные
помыслы устроителей. Уз
кая крутая лестница на тре
тий этаж Дома фотографии
не оставляет инвалидам
никаких шансов увидеть
выставку, которая, воз
можно, им нужнее, чем
всем остальным. Музей
ждет реконструкции, и,
возможно, в ее шикарном
проекте предусмотрены та
кие привычные в цивили
зованном мире мелочи,
как лифты, пандусы, отсут
ствие порогов между зала
ми... Сегодня же ни в один
московский музей человек
в коляске попасть не мо
жет, если его не перенести
на руках. В питерских музе
ях, кстати, лифты и панду
сы существуют даже в Эр
митаже и Русском музее,
хотя в дворцовые помеще
ния встраивать их было не
сравнимо сложнее. Отно
сительно современные
здания московских музеев
строились, очевидно, для
людей абсолютно здоро
вых. Даже первая ласточка
— новый пандус в помеще
нии Третьяковской галереи
на Крымском валу — дает
возможность человеку с
физическими недостатка
ми попасть только на пер
вый этаж — дальше его не
пропустят лестница и узкие
двери лифта. Не только
наши музеи — библиотеки,
например, тоже недоступ
ная роскошь для инвали
дов. Для сравнения — лю
бопытный факт. На крышу
знаменитого здания Музея
Гуггенхайма в Нью Йорке
коляска не пройдет, так как
дверь очень узка. А расши
рять проем нельзя — памят
ник архитектуры. И вот, по
скольку проход для инва
лидов на крышу организо
вать нельзя, туда не пуска
ют и остальных. Таковы
правила: никакой дискри
минации. Если бы такие
правила ввели в России,
мы лишились бы враз по
чти всех музеев, библиотек
и прочих мест культурного
досуга.
РОССИЯ: СНИМКИ,
КОТОРЫХ НЕ ЖДАЛИ
(Ольга Кабанова
газета «Известия»,
11.07.2002 )
Инвалиды
как объект съемок
Название выставки, от
крывшейся в Московском
доме фотографии, —
«Снимки, которых не хва
тало» — звучит вызываю
ще, когда узнаешь, что это
выставка фотографий ин
валидов. Меньше всего со
временный зритель, по
требляющий в огромном
количестве изображения
людей, чья внешность счи
тается эталонной, готов
расстраиваться, видя чу
жие увечья. Природа вос
приятия такова, что зри
тель отождествляет себя с
моделью, поэтому предпо
читает смотреть на супер
полноценных. Такова се
годняшняя культура, но на
смену ей идет другая, фор
мирующая новые стерео
типы восприятия.
Выставка — одна из ак
ций Немецкого музея гиги
ены и Немецкого союза по
мощи инвалидам. 21 фото
графу с именем, в том чис
ле и фотографам моды,
было предложено создать
серию фотографий о лю
дях с умственными и физи
ческими недостатками.
Понятно, что фотогра
фы с именем не могли сни
мать инвалидов банально,
они должны были что то
придумать. И постара
ВЕРНИСАЖ
Не пропустите
Этой осенью в Санкт Петербурге готовится открытие
необычной фотовыставки. Однако, согласитесь, что
наивно было бы расхваливать или ругать то, что мы и
сами еще не видели. И наша цель всего лишь привлечь
внимание читателей, дабы не пропустить выставку,
которая, на наш взгляд, явится значительным событием
культурной жизни культурной столицы.
Ниже мы публикуем некоторые отзывы об аналогич
ной выставке, прошедшей в июне в Москве.

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru