Газета СТОМ-инфо № 5 (май 2002 г.), страница 11 (Версия для печати - текст)


Газета СТОМ-инфо № 5 (май 2002 г.), страница 11
СТОМ-инфо
11
НИЩИЕ инвалиды, обосно
вавшиеся в метро, обычно по
являются на рабочих местах,
когда утренний час пик уже на
излете. Теперь по вагону мож
но двигаться и на костылях, и в
инвалидной коляске. Тем более
что «подземка» наполняется
«белыми воротничками» — до
ходы у них выше, поэтому пода
ют они охотнее и больше.
Русский, без ноги
и в камуфляже
«ЛЮДИ добрые, не хватает
денег на протез!» — зычным го
лосом произносит одноногий
мужчина средних лет на косты
лях. «Помогите на операцию!» —
тычет в лицо табличкой един
ственной рукой молодой парень.
Инвалид колясочник молча про
бирается по проходу: камуфляж
все скажет за него. Расчет верен:
по мнению социологов, больше
всего подают благообразным
старушкам без видимых призна
ков психических отклонений и
инвалидам всех мастей. Если ин
валидность подкреплена воен
ной формой, шансы насо
бирать за день «круглень
кую» сумму увеличивают
ся. Объясняется это про
сто: с детства нас всех учи
ли, что престарелым и ин
валидам надо помогать. Причи
ны, по которым мы подаем инва
лидам, психологи называют «мо
тивацией личного социального
вклада».
Еще один немаловажный
момент: близкая к славянской
внешность попрошайки.
Больше всего подают рус
ским, украинцам и молдава
нам. Именно они чаще всего и
трудятся в метро — одном из са
мых «хлебных» для побирушек
мест. Тогда как таджики и цы
гане ошиваются на вокзалах, хо
дят по электричкам.
«Бригадный» подряд
ПАРАДОКС, но, подавая оче
редному попрошайке, многие
москвичи твердо убеждены, что
облагодетельствовали мошен
ника. И нищие инвалиды в дан
ном случае не исключение: час
то «дающие» подозревают, что
«берущий» собирает деньги не
на лечение, а на бутылку водки.
Но реальность сложнее: ВСЕ БЕЗ
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИНВАЛИДЫ РА
БОТАЮТ НЕ НА СЕБЯ, А НА ХО
ЗЯИНА. Царствуют на рынке ни
щих цыгане. Обосновавшись
некогда на толкучках возле
станций метро, они постепенно
«подмяли» под себя окрестных
бомжей, а затем спустились в
«подземку». Теперь существуют
ЛОЖКА ДЕГТЯ
целые «бригады» побирушек, за
которыми закреплены опреде
ленные маршруты метро.
Нищие крайне редко доби
раются до конечных станций.
(Попрошайки около МКАД,
скорее всего, — одиночки, тру
дящиеся на собственное благо.)
«Подневольные» побирушки
обычно садятся в поезд за две
три остановки до Кольцевой,
проезжают центр и через две
три остановки с той стороны
кольца пересаживаются на по
езд, следующий обратно.
20 тыс. долл. милостыни
в день
НА «КОНТРОЛЬНОЙ» стан
ции (с нее начинается выпраши
вание денег у пассажиров) на
лавочке ждет посредник, кото
рый забирает у попрошайки всю
«выручку». (И не надейтесь уви
деть гражданина бомжеватого
вида: обычно «кассир»
– прилично оде
тый человек, неторопливо чита
ющий газету.) Один такой
«круг» приносит нищему, вер
нее, его хозяину от 100 до 500
руб. — в зависимости от направ
ления и убедительности образа.
По некоторым данным, столич
ные побирушки собирают с нас
в качестве милостыни по 20 тыс.
долл. ежедневно. Вклад «под
земных» инвалидов в общий
нищенский котел при этом весь
ма велик. В качестве получки
побирушке, как правило, доста
ется 10 15% от выпрошенных
денег. Но есть и другие схемы:
например, до определенного
часа нищий работает на хозяи
на, а после этого трудится на
себя. Или инвалид попрошайка
собирает определенную сумму
для «работодателя», а все, что
получает сверх того, забирает
себе. Инвалидам колясочни
кам, особенно с тяжелыми уве
чьями, живется хуже. Зачастую
они работают за еду и уход: по
мыли, одели, накормили, утку
вовремя поднесли — вот и вся
благодарность. Впрочем, для
одинокого инвалида и это нема
ло. Но тяжелее всего иногород
ним «колясочникам». Нередки
случаи, когда в столицу их зама
нивают обманом. Например, к
инвалиду, живущему в отдален
ной губернии на мизерную пен
сию, приходят люди якобы из
фонда поддержки инвалидов и
предлагают работу в столице.
Как только инвалида привозят в
Москву, у него тут же отбирают
паспорт и отправляют просить
милостыню. За такими попро
шайками почти не ухаживают:
оставляют без еды и регулярно
бьют.
Начните с Правил
ЖАЛКО. Безусловно, но не
стоит обольщаться. Действи
тельно сирых и убогих среди ни
щих немного. Из последнего
средства заработать на кусок
хлеба попрошайничество давно
превратилось в сверхприбыль
ный бизнес. Так почему мы дол
жны жалеть тех, кто доставляет
нам массу неудобств за наши же
деньги. Почему бы не убрать по
бирушек хотя бы из метро.
Депутаты МГД
гово
рят, что не могут ниче
го сделать, так как понятие «по
прошайничество» не прописано
в федеральных законах. Россий
ского закона, регламентирующе
го отношения побирушек с окру
жающим миром, действительно
нет. Зато в Москве есть метропо
литен, Правила пользования ко
торым были приняты почти
20 лет назад. Почему бы столич
ным законодателям не пере
смотреть их. Думается, многие
пункты Правил нуждаются в об
новлении, заодно можно было
бы вписать туда параграф, зап
рещающий просить подаяние в
метро. Что касается непосред
ственно инвалидов попрошаек,
то милиционеры вообще стара
ются с ними не связываться. Как
сказал мне один из метрополи
теновских стражей порядка:
«А куда мы их денем.»
На сегодня «неприкаянных»
инвалидов отправляют в реаби
литационный центр «Филимон
ки», но он не резиновый. Так,
может, стоит построить еще не
сколько подобных заведений,
вместо того чтобы плодить по
прошаек.
Николай САВЧЕНКО, на
чальник милиции обществен
ной безопасности УВД на Мос
ковском метрополитене:
— ЗАКОНА, запрещающего
заниматься попрошайничеством,
у нас нет. Поэтому задержать че
ловека, просящего милостыню,
мы можем, только если он нару
шает общественный порядок. На
пример, если милостыню просит
бомж, мы задерживаем его для
выяснения личности. Бомжам
москвичам потом оказывают со
циально реабилитационную по
мощь. Иногородние же отправ
ляются туда, откуда прибыли.
С инвалидами попрошайками
мы поступаем так же. Инвали
дов москвичей, которым негде
жить, отправляем в «Филимон
ки», а иногородних – на искон
ную родину. Согласно ст. 151 УК
РФ к уголовной ответственности
мы имеем право привлечь граж
дан, которые втягивают в занятия
попрошайничеством несовер
шеннолетних. В качестве наказа
ния данная статья предусматри
вает до 4 лет лишения свободы.
В прошлом году, основываясь на
ст. 151 УК РФ, мы задержали
17 чел., а за 2 месяца текущего
года — 5 чел. Задержать челове
ка, просящего милостыню, мы
можем, если он нарушает пас
портный режим, дей
ствующий в столице.
Или руководствуясь
Правилами пользования
метрополитеном, в кото
рых записано, что в мет
ро нельзя находиться в одеж
де, пачкающей окружающих.
Что нужно, чтобы попрошай
ки исчезли из метро. Закон, в
котором четко будут прописаны
понятие «попрошайничество» и
ответственность, которую несут
те, кто ими занимается.
Юрий ПОПОВ, председатель
Комиссии МГД по законода
тельству и безопасности:
— РАНЬШЕ существовал за
кон: тунеядцев отсылали за
101 й км. По мнению многих спе
циалистов, это была очень дей
ственная мера. Теперь же бороть
ся с попрошайками сложно: зако
нов, которые бы регулировали
этот вопрос, нет. Вообще пробле
ма попрошайничества не изуче
на и законодательно не прорабо
тана. Я, в частности, ратую за пре
дельное ужесточение миграци
онных правил в Москве: не сек
рет, что, например, те же инва
лиды на колясках попрошайни
чать приезжают из других горо
дов России и СНГ. Но сначала
должны появиться федеральные
законы, касающиеся попрошай
ничества, которые мы могли бы
использовать в качестве базы для
принятия собственных решений.
Поэтому я считаю, что Госдума
должна первой сделать какие то
законодательные шаги в отноше
нии попрошаек. Тем более что
проблема эта не только москов
ская: милостыню просят везде.
Ирина РОМАНЧЕВА
(Перепечатка из газеты
«Аргументы и факты»)

Скачать в pdf

На предыдущую страницу На следующую страницу
Рейтинг@Mail.ru