Стабильность мужской хромосомы обеспечена на миллионы лет

По сообщению GenomeWeb News, не подтвердились слухи о том, что произошедшее ранее развитие мужской половой хромосомы в будущем встретит генетический распад. Y-хромосома сохранит свою стабильность на десятки миллионов лет.

Все результаты исследований, которые проводились в Институте биомедицинских исследований Уайтхеда штата Массачусетса, опубликованы в журнале Nature.

Во время проведения исследований группой ученых во главе с Дэвидом Пэйдж (директором института) было просеквенировано одиннадцать миллионов пар нуклеотидных оснований Y-хромосомы шимпанзе. При проведении сравнений этих последовательностей на аналогичном участке у человека и шимпанзе, биологи сделали заключение, что за последние 25 миллионов лет генетический состав Y-хромосомы практически не изменился.

Эти выводы противоречат представлениям о Y-хромосомах, существовавших ранее. Считалось, что почти 300 миллионов лет назад после того, как произошло разделение хромосом на мужские и женские, начался процесс генетического распада Y-хромосомы или, как его еще называют, деградация. Были выдвинуты предположения, что разделение половых хромосом на мужские и женские (X-хромосомы и Y-хромосомы соответственно) повлекло за собой "стратификацию событий", предназначенных для сдерживания обмена генетическим материалом при скрещивании этих хромосом.

Завершение процесса обмена информацией между женскими и мужскими половыми хромосомами вызвало образование поло-специфического участка на Y-хромосоме. Женская хромосома не имела такого аналога. Впоследствии этого Y-хромосомы стали подвергаться делециям (были утеряны гены и целые фрагменты ДНК). Итогом стало невозвратимая потеря целой части генетической информации мужской половой хромосомы, что привело к уменьшению ее размеров по сравнению с параметрами X-хромосомы.

По предположениям ученых, на изначально одинаковых X- и Y-хромосомах пять стратификационных событий способствовали потере трех процентов генов на поло-специфическом участке мужской хромосомы. Вследствие этого был сделан вывод, что генетический распад мужской хромосомы будет продолжаться вплоть до исчезновения.

Эту трактовку опроверг Дэвид Пэйдж, доказав, что деградация Y-хромосомы у предков узконосых обезьян и приматов по человеческой линии завершила свое существование около 30 миллионов лет тому назад. Также было отмечено, что после расхождения с предками ни макак-резусов (отделение произошло 25 миллионов лет назад), ни у шимпанзе (отделение произошло 6 миллионов лет назад) не произошло никаких видоизменений в поло-специфических участках мужских половых хромосом.

Однако на поло-специфическом отрезке Y-хромосомы человека был утерян один предковый ген. Но как утверждает один из авторов исследований, Дженнифер Хьюз, если учитывать, что гены Y-хромосом макак-резусов не понесли утрат, а у мужской половой хромосомы человека был утерян всего один ген, то можно смело говорить, что стабильность мужских половых хромосом продлится на миллионы лет вперед.

Фото: Wday.ru